База знаний энергетика

ГЗШ, защитная шина РЕ и нулевая шина N

ГЗШ, защитная шина РЕ и нулевая шина N



Прежде чем перейти к выбору ГЗШ (главная заземляющая шина), шине заземления РЕ и нулевой (рабочей) шине N, разберемся с обозначением системами заземления: ТN-С, ТN-S, ТN-С-S, ТТ; а так же с обозначениями PE и N — проводниками, в ПУЭ 7-го (пп. 7.1.36, 7.1.45).


Главная заземляющая шина (определение по ПУЭ)



1.7.119. Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него.

Внутри вводного устройства в качестве главной заземляющей шины следует использовать шину РЕ.

При отдельной установке главная заземляющая шина должна быть расположена в доступном, удобном для обслуживания месте вблизи вводного устройства.

Сечение отдельно установленной главной заземляющей шины должно быть не менее сечения РЕ (pen)-проводника питающей линии.

Главная заземляющая шина должна быть, как правило, медной. Допускается применение главной заземляющей шины из стали. Применение алюминиевых шин не допускается.

В конструкции шины должна быть предусмотрена возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников. Отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента.

image


Рис. 1- Обозначение шины


В местах, доступных только квалифицированному персоналу (например, щитовых помещениях жилых домов), главную заземляющую шину следует устанавливать открыто. В местах, доступных посторонним лицам (например, подъездах или подвалах домов), она должна иметь защитную оболочку — шкаф или ящик с запирающейся на ключ дверцей. На дверце или на стене над шиной должен быть нанесен знак рис. 1.


Назначение главной заземляющей шины (ГЗШ)



ГЗШ — шина, являющаяся частью заземляющего устройства электроустановки до 1 кВ и предназначенная для присоединения нескольких проводников с целью заземления и уравнивания потенциалов в каждой электроустановке здания, которая соединяет между собой следующие проводящие части:


image


Рис. 2 – Общий вид щита ГЗШ


  • Заземляющий проводник, присоединенный к естественному или искусственному заземлителю (если заземлитель имеется);

  • Металлические трубы коммуникаций, входящих в здание (трубы горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения и т.п.);

  • Металлический каркас здания;

  • Металлические части централизованных систем вентиляции и кондиционирования;

  • При наличии децентрализованных систем вентиляции и кондиционирования металлические воздуховоды следует присоединять к шине РЕ шкафов питания кондиционеров и вентиляторов;

  • Систему молниезащиты;

  • Заземляющий проводник функционального (рабочего) заземления, если такое имеется и если отсутствуют ограничения на присоединение цепей функционального заземления к заземляющему устройству защитного заземления.



А так же ГЗШ может быть использована для разрыва цепи заземляющего устройства, с целью измерения сопротивления растеканию тока.


Структура условного обозначения ГЗШ – ХХ – УХЛ4 ТВ




image


Общий вид ГЗШ



Как уже отмечалось ранее, ГЗШ может быть выполнена внутри вводного устройства и отдельно от него, может устанавливаться как открыто (при условии доступа только квалифицированному персоналу), так и закрыто, выполнена из меди или из стали (см. Рис.3). Применение алюминиевых шин не допускается. При этом предусматривается обязательная возможность индивидуального отсоединения присоединенных к ней проводников (т.е. каждый проводник крепится отдельно, отсоединение должно быть возможно только с использованием инструмента).

image


Рис. 3 (а) – ГЗШ из меди
image
Рис. 3 (б) – ГЗШ из стали

image


Рис. 3 (в) – ГЗШ из горячеоцинкованной стали


Шины заземления РЕ И N



Шины применяются в производстве щитового оборудования для присоединения нулевых рабочих проводников (N) и проводников заземления защиты (PE) из меди, латуни и алюминия.

Пример ниже шины защитного заземления РЕ с токовой нагрузкой 63 А и креплением на Din-рейку.


Технические характеристики шины заземления РЕ (ток 63 А)


image

Вид шины заземления РЕ (63 А) с креплением на DIN-рейку (рис. 4) и нулевой рабочей шины N (рис. 5).

image


Рис.4


image
Рис.5


Источник


Перейти на сайт | Как это работает | Возможности ПО | Кейсы
Полезные статьи